С момента образования Национального агентства связи Кыргызской Республики - органа регулирования в области связи прошло 10 лет. Сегодня можно с гордостью сказать, что Агентство прошло период становления и являет собой зрелую организацию.
Регулирующий орган создан в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи, объединяющего 191 страну. В настоящее время регулирующие органы действуют в более чем 150 странах мира и показывают свою высокую эффективность.
О деятельности органа регулирования и о том, как развивается один из самых технологичных и динамичных секторов отечественной экономики, рассказал в интервью - один из руководителей, стоявший у истоков создания Национального агентства связи Кыргызской Республики - Нурматов Байыш Нурматович.
- Как нам стало известно со дня организации Национального агентства связи Кыргызской Республики прошло 10 лет. Расскажите нам о деятельности Агентства связи и его функциях.
- 10 лет назад главной задачей в отросли связи было создание конкурентного рынка, на основе которого происходило бы быстрое развитие этой сферы.
Для этого в 1997 году, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об электрической и почтовой связи» и было создано Национальное агентство связи Кыргызской Республики с возложением на него регулятивных функций таких как:
- Лицензирование;
-
Сертификация;
-
Государственный надзор за качеством предоставляемых услуг связи;
-
Радиочастотный менеджмент;
-
Тарифное и антимонопольное регулирование.
Кроме того, Агентство занимается вопросами регулирования взаимоотношений операторов и служб связи, пользователей услуг связи, взаимодействие сетей связи.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов, связанных с регулированием деятельности в области электрической и почтовой связи при Агентстве постоянно действует Лицензионная комиссия и Консультативный совет, который состоит из трех комиссий: Комиссия по радиочастотному ресурсу, Комиссия по регулированию деятельности в области электрической и почтовой связи и Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Кыргызской Республики и не добросовестной конкуренции в отрасли связи.
При Агентстве связи действует Аккредитованный орган и испытательная лаборатория по сертификации в области связи в соответствии с международным стандартом, на базе которой также проходят стажировку специалисты из других республик СНГ.
Исходя из финансовых возможностей Агентства, начаты работы по созданию государственной системы радиомониторинга. Основными законами, которыми руководствуется Агентство в своей деятельности, являются:
"Об электрической и почтовой связи";
"Олицензировании";
"О техническом регулировании";
"О защите прав потребителей";
"О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике";
"Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции" и другими нормативно-правовыми актами;
Кодекса "Об административной ответственности".
В рамках реализации решений Президента и Правительства Кыргызской Республики по устранению барьеров для предпринимательской деятельности в Агентстве действует прозрачная система выдачи разрешительных документов в сфере связи.
- Скажите какое сейчас состояние на рынке связи республики?
- Агентством связи в целях демонополизации рынка и развития конкурентной среды в отрасли связи в Кыргызской Республике по состоянию на 01.07.2007г. было выдано 385 лицензий на оказание услуг связи, на основании которых действуют 281 операторов и служб электросвязи. Для сравнения в 1998 году насчитывалась 76 лицензий из которых действовало 58 операторов.
На сегодняшний день конкуренция присутствует во всех сегментах рынка телекоммуникаций Кыргызстана: Распределение выданных лицензий по сегментам рынка следующее:
В последние годы объем услуг имеет непрерывный и стабильный рост не ниже 20% в год, а сами услуги становятся разнообразнее и включают, в основном, весь набор современных услуг.
Для иллюстрации объем услуг электрической и почтовой связи, за первое полугодие 2007 года составили 3 949,0 млн. сом, темп роста к прошлому году - 167 % ( 1 п/г 2006 года - 2367,7 млн. сом.).
Объем привлеченных средств операторов (инвестиций) ежегодно растет за счет расширения зоны покрытия, проникновения во все области КР и модернизации сетей связи. За первое полугодие 2007г. объем привлеченных средств операторами составил 40,2 млн. долларов, это по сравнению с первым полугодием 2006г. (16,8 млн. долларов) в 2,4 раза больше.
Наибольший удельный вес на рынке телекоммуникации Кыргызстана занимает рынок мобильной связи, как наиболее динамично развивающийся и более высокодоходный. На 2 и 3 местах соответственно - рынки традиционных услуг: местной и дальней телефонии, которые стабильно занимают значительный удельный вес в общей структуре.
Ведутся работы по 100% охвату населения телевизионным и звуковым радиовещанием программой КТР, посредством создания спутникового радиовещания с построением наземной.
В результате значительного роста развития сотовой связи, с расширением территории покрытия, применением альтернативными операторами фиксированной связи беспроводных технологий осталось всего 341 трудно доступных населенных пунктов, не имеющих доступ к средствам связи.
Сегодня ведутся работы по телефонизации этих сел с применением технологии CDMA 450.
Агентством связи совместно с Министерством транспорта и коммуникации Кыргызской Республики и неправительственными организациями (ПРООН, Айрекс, фонд «Сорос-Кыргызстан» и др.) ведется работа по созданию Центров общественного доступа к информации в сельских регионах республики. В настоящее время насчитывается более 50 таких центров.
- В этой связи возникает вопрос, а разрабатывает ли Агентство связи нормативные правовые документы в целях реализации перечисленных Вами законов Кыргызской Республики для регулирования деятельности в области связи?
На протяжении всего периода деятельности Агентством ведется большая работа в этом направлении. Разработаны и введены в действие ряд нормативных документов, регулирующих отношения между Национальным агентством связи и операторами связи, операторами связи и пользователями услугами связи, а также регулирующие межсетевые взаимоотношения между операторами электросвязи, например, такие как «Правила оказания услуг местной телефонной связи», «Правила пользования междугородной и международной связи», «Правила сопряжения сетей электросвязи общего пользования Кыргызской Республики».
План нумерации сетей операторов электросвязи составляется, согласно утвержденной Системы и Плана нумерации сетей связи Кыргызской Республики. Распределение и условия использования частот производится согласно Национальной Таблицы распределения радиочастот между радиослужбами Кыргызской Республики. Деятельность по оказанию услуг телематических служб регламентируется руководящим документом «Телематические службы».
Истекший период показал, что основные нормативные правовые акты, призванные регулировать отношения в области связи работают, но для повышения их действенности необходимо, как постоянная их доработка, с учетом внедрения новых технологий, предоставления новых услуг связи, так и разработка вторичного законодательства. В связи с чем, Агентством постоянно ведется работа по совершенствованию законодательства.
- Но не секрет, что жители отдаленных районов, сельских населенных пунктов обычно небогаты. Вы как-то пытаетесь регулировать тарифную политику операторов связи?
Согласно действующего законодательства Кыргызской Республики, Национальное агентство связи регулирует тарифы на ряд услуг связи предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке связи.
Никаких ограничительных мер в отношении других операторов связи не предпринимается. Мы пытаемся создавать условия для эффективной конкуренции, за счет чего тарифы снижаются.
- Во многих странах мира ведутся работы по развитию цифрового телевидения. А ведутся ли аналогичные работы в нашей республике?
Да, действительно многие страны мира, а также страны СНГ, в частности Белоруссия, Украина, Россия и Казахстан ведут работы по внедрению вещания в цифровом формате. Что касается Кыргызстана, специалисты Национального агентства связи Кыргызской Республики с 2000 года участвуют в подготовке к переходу на цифровое вещание в сотрудничестве с другими странами СНГ. Мы участвовали в подготовке и проведении Региональной конференции по цифровому вещанию 2004 года (РКР-04), 2006 года (РКР-06). На конференции РКР-06 был принят План цифрового вещания, охватывающий территорию стран Европы, СНГ, арабских стран, Африки. В соответствии с этим Планом за Кыргызстаном как и за другими странами- участниками Конференции закреплен определенный частотный ресурс. В рамках СНГ Советом РСС (Региональное содружество в области связи (РСС) - региональная организация, объединяющая Администрации связи стран СНГ) утвержден План мероприятий на 2007-2008 годы по реализации Плана цифрового вещания РКР-06.
В настоящее время нашими специалистами на основе Плана РКР-06 разрабатывается План переходного периода, дающий возможность начать внедрение цифрового вещания на каналах, которые не будут мешать существующему аналоговому вещанию в нашей стране и приграничных территориях соседних стран.
-Какие работы ведутся Агентством по внедрению услуг широкополосного доступа, позволяющих пользователям отправлять и получать услуги электросвязи высокого качества в виде речевых сообщений, данных, графической и видеоинформации?
В настоящее время Агентством уже выдано 4 лицензии на оказание услуг широкополосного доступа с применением технологии WI-MAX и выделены им частотные присвоения. Операторы уже монтируют соответствующее оборудование и в скором времени начнут предоставлять данный вид услуг населению.
- Спасибо за предоставленную информацию и поздравляем с юбилеем. Успехов вам