Крыгызский (Kyrgyz Respublic)Русский (Russian Federation)English (United Kingdom)
Программа правительства КР PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.01.12 19:49

ПРОГРАММА

ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БИШКЕК - 2012



ВВЕДЕНИЕ


Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 84 Конституции Кыргызской Республики, как основной документ, определяющий политику Правительства Кыргызской Республики (далее -Правительство).


В основу Программы положены как фундаментальные общечеловеческие ценности, так и традиционные ценности народа Кыргызстана.


Программа Правительства соответствует статье 4 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» и содержит анализ текущей ситуации. Программа определяет цели, задачи и перечень ключевых мер, которые Правительство будет осуществлять в своей деятельности.


Программа разработана на принципах преемственности и отражения интересов общества. Программа была доработана с учетом замечаний и предложений депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, высказанных на пленарном заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 5 сентября 2012 года. Она также учитывает Среднесрочную программу развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 апреля 2012 № 239, предвыборные программы партий, вошедших в коалицию большинства Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, и предвыборную Программу Президента Кыргызской Республики.
При разработке Программы были учтены лучшие моменты, а также ошибки программы второго коалиционного Правительства «Стабильность и достойная жизнь». Все начатые положительные реформы будут продолжены и развиты.


Кыргызской Республике требуется стабильное государственное управление и преемственность экономической политики для достижения, отвечающих интересам общества целей развития и роста благосостояния (общества) народа.


Социально-экономическое положение страны, особенно состояние бюджета и подготовка к отопительному сезону, требуют принятия решительных антикризисных мер, что вызывает необходимость сузить горизонт планирования до 6 месяцев. Но при этом следует ориентироваться на среднесрочную и долгосрочную перспективы. В связи этим Программа будет дополняться более детальным планом мероприятий на ежегодной основе, с указанием государственных органов, ответственных за исполнение, и определением сроков.

Особый акцент в деятельности Правительства будет сделан на обеспечении устойчивости ключевых систем жизнеобеспечения, а также на тщательной проработке и реализации мер по дальнейшему продвижению социально-экономических реформ, ориентированных на устойчивый экономический рост Кыргызской Республики.


Главными задачами Правительства Кыргызской Республики являются:


- выведение экономики страны из кризиса (период оперативного управления);
- достижение устойчивых темпов экономического роста путем развития экспортного потенциала страны и реализации стратегических реформ;
- создание благоприятного инвестиционного климата и бизнес-среды, способствующих привлечению как иностранных, так и местных инвестиций;
- обеспечение исполнения социальных обязательств государства;
- обеспечение национальной безопасности и общественного порядка;
- борьба с коррупцией;
- создание компактной и эффективной системы государственного управления.


Правительство принимает на себя ответственность за исполнение и призывает все политические силы и общественные организации поддержать Программу.

1. Оценка текущей ситуации


Итоги 8 месяцев 2012 года показывают существенный спад экономического роста, обусловленный сокращением производства на месторождении «Кумтор» и неэффективностью мер экономической политики. Негативное влияние оказывает продолжающийся мировой экономический кризис.
Так, объем ВВП составил 171,5 млрд. сомов, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в реальном выражении на 4,6 процента. Без предприятий по разработке месторождения «Кумтор» объем ВВП по итогам января-августа 2012 года составил 162,2 млрд. сомов и увеличился по сравнению с январем-августом 2011 года на 3,9 процента.

Ключевым фактором значительного падения темпов роста экономики явилось сокращение выпуска сплава Доре (в 2,9 раза), в результате чего промышленное производство снизилось на 31,7 процента и привело к сокращению экспортных операций на 20 процентов.
Негативные тенденции наблюдались в сельскохозяйственном секторе.


Вместо планируемых 348,6 тыс. га фактически засеяно зерновыми культурами 324,9 тыс. га, или на 48,1 тыс. га меньше уровня прошлого года. С учетом фактических посевных площадей ожидаемый валовой сбор зерновых, по предварительным данным, составит 593,6 тыс. тонн, или на 206,2 тыс. тонн меньше прошлого года.
В итоге дефицит зерна продовольственной пшеницы за счет собственного производства по оценкам составит 278,6 тыс. тонн при средней урожайности 18,3 ц/га. Обеспеченность по фактическому потреблению ожидается на уровне 46,7 процента. Кроме того, наблюдается отставание по уборке зерновых культур во всех областях.
Инфляция за 8 месяцев остается невысокой и сложилась на уровне 2 процентов, однако за последние месяцы отмечалось возрастающее инфляционное давление на экономику. Рост цен в августе отмечался на основные продовольственные и непродовольственные товары: в частности, стоимость одного кг муки высшего и первого сортов возросла на 12,0 и 14,0 процентов соответственно; хлеба – на 9,5 процента, бензина марок А-80 и А-93- соответственно на 1,8 и 2 процента.


Ситуация, складывающаяся в сельском хозяйстве, в совокупности с ростом цен на основные потребительские товары может отрицательно сказаться на доступности населения к основным продуктам и привести к дефициту продовольствия.


Существенно снизилось поступление прямых иностранных инвестиций практически во все секторы экономики. Так, по итогам I полугодия текущего года снижение притока прямых иностранных инвестиций составило 36 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на ситуацию с инвестициями влияет затягивание и излишняя политизация разногласий вокруг месторождения «Кумтор» и других золоторудных месторождений, что приводит к ухудшению инвестиционного климата и отрицательно влияет на настроение инвесторов.
Сложившееся положение в экономике отразилось на состоянии бюджета страны, были пересмотрены параметры бюджета на 2012 год. Согласно уточненному прогнозу, доходы бюджета составят в сумме 81,6 млрд. сомов, или 26,7 процента к ВВП, обеспечивается рост на 1 млрд. сомов по сравнению с первоначальным прогнозом. При этом расходы увеличились на 7,7 млрд. сомов и составили 104,7 млрд. сомов, или 34,3 процента к ВВП. Таким образом, дефицит бюджета составил 23,1 млрд. сомов, или 7,6 процента к ВВП, вместо 5,1 процента по первоначальному прогнозу.


Сохраняются риски невыполнения прогноза по доходной части бюджета. Всего недопоступление средств в бюджет, по предварительным данным, составит около 4,1 млрд. сомов, в том числе от международных организаций - 60 млн. долл. США. При этом бюджетные риски требуют постоянного внимания к финансированию социальной сферы, в целях недопущения резкого ухудшения уровня жизни социально уязвимых слоев населения.


В финансовой сфере остаются риски, вызванные незавершенностью процессов урегулирования в проблемных банках, замораживанием средств клиентов и залогового имущества в банках. Такие проблемы, в сочетании с высокими кредитными рисками в сфере кредитования банков и микрофинансовых учреждений, оказывают негативное влияние на рост экономики.
Имеющиеся внутренние и внешние риски негативно влияют на достижение обновленного прогноза роста ВВП.
Осенне-зимний период обостряют нерешенные проблемы подготовки страны к зиме и стабильности работы всего топливно-энергетического комплекса.
Подготовка отраслей экономики и объектов социальной сферы к предстоящей зиме отстает от графика. ТЭЦ города Бишкек, население и бюджетные организации обеспечены углем на 27,2 процента, мазутом на - 47,5 процента. Предприятия электроэнергетики имеют растущую дебиторскую задолженность, сбор платежей с потребителей в среднем по системе составил 94,4 процента.
Серьезным барьером для развития страны является отсутствие стабильности государственных институтов и преемственности экономической политики. Это препятствует формулированию долгосрочных целей и проведению целенаправленной политики по их достижению. Это также снижает доверие бизнеса к Правительству, не позволяет строить долгосрочные планы с учетом поддерживаемых государством приоритетов экономического развития.


2. Основные цели и задачи Правительства


Региональная и мировая экономика активно трансформируются, возникают новые субъекты международной экономической интеграции. В связи с образованием Таможенного союза с участием Белоруссии, Казахстана и России ранее имевшиеся возможности республики извлекать выгоды из транзита импортируемых из других стран товаров будут существенно сужаться.


В настоящее время экономика Кыргызстана нуждается в новой, принятой всем обществом концепции экономического развития. Ситуация обязывает выбрать модель интенсивного экспортоориентированного развития, основанного на использовании имеющихся конкурентных преимуществ. В будущем необходимо осуществить ориентацию на развитие производств, которые будут способны в короткие сроки нарастить экспорт, производить конкурентоспособную продукцию и услуги.


При этом возможности сохранения в экономике транзитных функций будут поощряться.

Правительству необходимо сосредоточиться на решении первоочередных задач по укреплению системы государственного управления и стабилизации отдельных сфер экономики, восстановлению доверия инвесторов к стране. Принятые меры должны сконцентрироваться на приоритетных направлениях экономики страны, увеличить ее экспортный потенциал и за счет этого повысить занятость населения, уровень жизни граждан.
Программа Правительства направлена на оперативное решение наиболее острых текущих проблем, создание устойчивой платформы для проведения экономических реформ, реализации стратегических инициатив в наиболее приоритетных для Кыргызстана сферах экономической деятельности.


Основная цель Правительства - обеспечить устойчивость экономического роста через создание и интенсивное развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, что приведет к увеличению занятости и росту доходов населения.


2.1. Период оперативного управления (сентябрь 2012 года - март 2013 года)

Целью Правительства на период оперативного управления (сентябрь 2012 года - март 2013 года) является стабилизация экономики и выведение ее из кризиса для повышения уровня жизни населения путем решения следующих основных задач:

- обеспечение прохождения осенне-зимнего периода 2012-2013 года в безаварийном штатном режиме;
- своевременное завершение уборки урожая и подготовка к проведению осенне- и весенне-полевых работ;
- обеспечение продовольственной безопасности через создание необходимых государственных резервов и стабилизацию цен на основные продовольственные товары;
- стабилизация ситуации в промышленности;
- оптимизация государственных расходов, укрепление бюджетной дисциплины, выполнение социальных обязательств и обеспечение прозрачности бюджетного процесса;
- установление регулярной связи с предпринимателями, оперативное реагирование на возникающие у них проблемы.


2.1.1. Подготовка к осенне-зимнему периоду


Правительство существенно улучшит управление всем топливно-энергетическим комплексом. Руководители предприятий будут нести персональную ответственность за подготовку и прохождение отопительного сезона. Одновременно будут введены стимулы для бесперебойного электро-, тепло- и газоснабжения населения и экономики, снижения потерь и аварийности, улучшения качественных показателей работы предприятий. Действия Правительства будут сконцентрированы на накоплении запасов угля, мазута в необходимых объемах, своевременном завершении ремонтно-восстановительных работ. Правительство обеспечит необходимые финансовые средства и проведет проверку подготовки социальных объектов к осенне-зимнему периоду.
Подготовка к осенне-зимнему периоду осложняется рядом негативных факторов. Имеются существенное отставание от графика проведения ремонтных работ на основном оборудовании Токтогульского каскада ГЭС и ТЭЦ городов Бишкек и Ош, заготовки топлива в целом по республике. По состоянию на 1 августа 2012 года, общая обеспеченность составила 237,1 тыс. тонн угля, или 38,7 процента от установленного задания. Также имеются проблемы с поставкой топлива для ТЭЦ города Бишкек; отмечается отставание от графика проведения ремонтных работ и их недостаточное финансирование.

Для успешной подготовки к отопительному сезону будут выполнены следующие мероприятия:

- обеспечение бесперебойной поставки природного газа в необходимых объемах;
- своевременное финансирование бюджетных организаций для закупки топлива, а также сокращения погашения задолженности за потребленную электрическую, тепловую энергию, природный газ, уголь и мазут;
- жесткий контроль за соблюдением графика заготовки топлива;
- принятие мер по поддержанию уровня воды в Токтогульском водохранилище на безопасному уровне;
- завершение капитального и текущего ремонта электрооборудования на электростанциях и подстанциях;
- бесперебойное электроснабжение технологических объектов государственного предприятия «Кыргызжилкоммунсоюз» в период ремонта котельного оборудования и прохождения осенне-зимнего периода;
- своевременное финансирование и поставка местного угля надлежащего качества согласно договорам, заключенным с бюджетными организациями, мэриями городов и местными государственными администрациями;
- принятие мер по недопущению роста цен на уголь, реализуемый населению;
- обеспечение топливом населения, социальных объектов и своевременное выделение средств льготной категории граждан.

2.1.2. Завершение уборки урожая и подготовка к осенне- и весенне-полевым работам

Правительство решит вопросы своевременного завершения уборки урожая, организованного проведения посева озимых и подготовки к осенне- и весенне-полевым работам 2013 года, создания необходимых запасов ГСМ, семян сельскохозяйственных культур и удобрений. С учетом уроков прошлой зимы необходимо принять комплекс мер по предупреждению ситуаций с нехваткой кормов для животноводства.


Для успешного проведения осенне-полевых работ в 2012 году и весенне-полевых работ в 2013 году будут проведены следующие мероприятия:


- обеспечение необходимого запаса семенного материала, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
- привлечение инвесторов для строительства завода азотных минеральных удобрений;
- своевременное проведение ремонтно-восстановительных работ на государственных водохозяйственных объектах и ирригационной системы с выделением необходимого объема финансирования;
- подготовка и своевременный ремонт машинно-тракторного парка сельских товаропроизводителей с выделением необходимого объема финансирования;
- разработка эффективного механизма льготного кредитования сельских товаропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
- организация производства комбинированных кормов путем восстановления производственных мощностей заводов по производству комбинированных кормов;
- проведение совместно с органами местного самоуправления необходимых организационных мер по заготовке достаточного объема кормов для прохождения зимнего периода 2012-2013 годов.

Правительство отмечает, что главы местных государственных администраций и органов местного самоуправления также должны оказывать необходимую поддержку сельским товаропроизводителям.


2.1.3. Обеспечение продовольственной безопасности и стабилизация цен

Правительство примет меры по насыщению внутреннего продовольственного рынка, обеспечит контроль за поставкой и использованием 200 тыс. тонн казахстанского зерна и 100 тыс. тонн российского зерна, получаемых страной согласно двусторонним договоренностям.
Будут приняты меры по обеспечению государственного резерва необходимыми запасами для сдерживания роста цен на продовольственные товары и обеспечения продовольственной безопасности.


В зависимости от ситуации, будут предприняты организационные и регулятивные меры по недопущению спекулятивного повышения цен, а также насыщению продовольственной продукцией внутреннего рынка, в частности:


- определение уровня запасов государственного материального резерва, необходимого для решения вопросов предотвращения продовольственного кризиса, а также создание запаса кормов для скота и птицы на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организация закупки зерна продовольственной пшеницы для закладки в государственный материальный резерв;
- проведение анализа применяемых таможенных пошлин на товары продовольственной группы, включенные в перечень основных продуктов питания, и, при необходимости, подготовка предложений по его пересмотру;
- своевременное выявление и устранение спекулятивных действий хозяйствующих субъектов на продовольственных рынках;
- организация и проведение ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции;
- оказание содействия перерабатывающим предприятиям в открытии фирменных торговых точек;
- введение защитных мер, таких как, ограничение или запрет экспорта пшеницы и муки.


2.1.4. Стабилизация ситуации в промышленности


В промышленности сохраняются проблемы, для решения которых требуется принятие специальных мер. Имеется сильная зависимость от импорта сырьевых и материальных ресурсов. Отмечается дефицит квалифицированных специалистов. Недостаток собственных оборотных средств, ограниченность доступа к коммерческим кредитам вследствие высоких процентных ставок препятствуют обновлению основных фондов, освоению новых технологий. Это приводит к неконкурентоспособности многих отечественных товаров по цене и качеству.


Стимулированию процесса обновления основных фондов будет способствовать освобождение поставок по лизинговым операциям от налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Изменение торговых условий, связанных с введением норм и требований Таможенного союза, будут учтены при заключении международных договоров по стандартизации с целью применения на территории Кыргызстана технических регламентов государств-членов Таможенного союза. Будет проведена работа по модернизации испытательных лабораторий.


2.1.5. Устойчивость бюджета и выполнение социальных обязательств


Правительство предпримет дополнительные меры по сокращению государственных расходов. Будут сокращены расходы на строительство и ремонт административных и общественных зданий, приобретение служебного автотранспорта.


Будет проделана работа по ликвидации убыточных государственных предприятий, объединений и фондов, по пресечению отвлечения средств на прямое финансовое участие государства в создании новых предприятий. В целях экономии средств необходимо провести оптимизацию функций и численности персонала дипломатических представительств.


Будут проведены кардинальные реформы в системе государственных финансов, направленные на искоренение неэффективного распределения средств, коррупционных схем, всевозможных злоупотреблений. Система государственных финансов должна быть направлена на развитие реальных экономических проектов и программ. Реформы должны коснуться и распределения финансовых ресурсов между центром и регионами, направлены на усиление экономической самостоятельности регионов, в целях улучшения качества жизни граждан.

Принятые меры позволят Правительству выполнить социальные обязательства государства, бюджетные средства будут выделяться, в первую очередь, на финансирование защищенных статей, обеспечив адресную поддержку и недопущение превращения социальных выплат в форму поощрения иждивенчества.


Необходимо осуществить следующие меры:


- увеличить сборы налоговых и таможенных платежей путем искоренения коррупционных схем и хищений, улучшения администрирования;
- завершить инвентаризацию и оценку всех имеющихся финансовых активов государства с целью определения дополнительных возможностей по увеличению доходов бюджета;
- повысить эффективность работы налоговых и таможенных органов, ужесточить контроль за высокодоходными сферами предпринимательской деятельности (алкогольная, табачная, энергетическая отрасль, оборот ГСМ);
- для сокращения дефицита бюджета ввести режим жесткой экономии бюджетных средств в оставшиеся месяцы 2012 года. До окончательного определения ресурсных возможностей бюджета, финансирование из бюджета будет осуществляться только по защищенным статьям бюджета и коммунальным расходам (с ограничениями). Все остальные расходы будут осуществляться только при установлении их чрезвычайности.


2.1.6. Оперативное взаимодействие с бизнесом


Правительство и руководители исполнительных органов должны оперативно и активно реагировать на случаи необоснованных претензий и давления на предпринимателей, особо на инвесторов в регионах. Именно пассивность местных руководителей в улучшении делового климата сводит на нет все усилия центральных властей, а порой приводит к нарушениям принятых законодательных актов. Уровень компетентности местных руководителей будет оцениваться по имеющемуся уровню делового климата в регионе.


Правительство будет активно работать совместно с бизнес-сообществом над разработкой и реализацией мер по улучшению позиций страны в международных рейтингах. В первую очередь, будут пресекаться факты необоснованных проверок, приняты меры по упрощению процедуры подключения к энергосетям, получения разрешения на строительство, по сокращению объемов теневого бизнеса.


2.2. Продолжение стратегических направлений


Правительством будут предприняты все необходимые меры по обеспечению преемственности и последовательности проведения реформ как в экономической, так и в административной сферах. Все начатые стратегические проекты, такие как интеграция Кыргызской Республики в региональные экономические союзы, повышение энергетической безопасности страны и развитие транспортной инфраструктуры, будут продолжены.
При этом Правительством будут учтены полученный опыт и позитивные итоги деятельности предыдущих правительств, но с учетом новых требований к текущей ситуации в экономике Кыргызстана и мировой экономике.


2.2.1. Реализация отраслевых приоритетов


2.2.1.1. Энергетика


Энергетика – это ведущая отрасль экономики страны. Сегодня в отрасли имеется ряд проблем.

Недостаточное финансирование обновления материально-технической и производственной базы привело к высокому физическому и моральному износу оборудования, что создает недопустимо высокие риски для устойчивого функционирования энергосистемы, стабильного энергоснабжения других отраслей экономики.


Устойчивость поставки электрической энергии для потребителей также сопряжена с нерешенными пока проблемами передачи ее в северные регионы страны, покрытия пиковых нагрузок в зимний сезон.
Качество управления не позволяет решить задачу радикального снижения коммерческих и технических потерь, а размеры дебиторской задолженности остаются неприемлемо высокими.


Энергосбережение, как политика экономии ресурсов, недостаточно поддерживается, затраты на производство единицы товара остаются чрезмерно большими.


Энергетическая политика находится под воздействием политических факторов, что осложняет принятие экономически обоснованных решений.


Кыргызстан обладает крупнейшими гидроэнергетическими ресурсами, которые недостаточно используются.


Для развития энергетики будут реализованы следующие меры:


- наращивание генерирующих мощностей путем строительства новых и реконструкции действующих гидроэлектростанций, развитие линий электропередачи для устойчивого обеспечения электроэнергией внутри страны и экспорта, стимулирование частных инвестиций в генерирующие компании;
- развитие принципов корпоративного управления в энергокомпаниях и прекращение деятельности посреднических структур в системе распределения электроэнергии;
- создание независимого расчетного центра с функциями учета взаимных поставок энергии и взаимных расчетов между энергокомпаниями;
- достижение более сбалансированного уровня потребления энергоресурсов (электрической энергии, газообразного топлива, угля и др.) путем создания экономических стимулов;
- разработка и утверждение Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию, предусматривающей полное покрытие издержек энергокомпаний и обеспечение необходимого уровня крупных долгосрочных инвестиций в энергосектор для обеспечения энергетической безопасности и стабильного и надежного электроснабжения потребителей.


Важнейшим компонентом политики в энергетике станет развитие экспортного потенциала и привлечение инновационных технологий:


- активное участие в межрегиональных энергетических проектах, прежде всего, в Южной Азии, в соседних странах, создание соответствующей материально-технической базы и правовой основы.


2.2.1.2. Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность

Сельское хозяйство – это структурообразующая отрасль экономики, от которой зависят благосостояние и условия жизни большей части населения страны.


Сегодня сельское хозяйство недостаточно обеспечено финансовыми ресурсами, машинами и оборудованием, услугами по защите растений и животных, мерами по повышению плодородия земель, продукцией семеноводства и племенных хозяйств, ирригацией, особенно в вегетативный период.


Сложной проблемой является сбыт произведенной продукции. Фермеры несут существенные финансовые потери, это лишает хозяйства достаточных финансовых ресурсов и экономических мотивов.


Слабая связь производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки обусловливает низкий уровень добавленной стоимости, что отражается на доходности сельскохозяйственного производства.


Высокой остается мелкотоварность производства, обусловленная малыми земельными наделами фермеров, низким уровнем консолидации земельных участков.


Для развития сельского хозяйства и переработки будут реализованы следующие меры:

- развитие потенциала сельских товаропроизводителей, создание кооперативов, перерабатывающих предприятий, машино-тракторных компаний на принципах ГЧП, поддержка экспорта;
- расширение доступа к финансовым ресурсам и сельскохозяйственному оборудованию через развитие финансово-кредитной инфраструктуры, лизинга;
- обеспечение доступными и качественными товарами и услугами семеноводства и племенного животноводства через выделение для специализированных хозяйств необходимых ресурсов (земель, финансовых ресурсов и пр.), расширение доступа к достижениям современной науки;
- обеспечение достаточным доступом к водным ресурсам через строительство и реконструкцию водохозяйственных мелиоративных сооружений, повышение плодородия земель и содействие их эффективному использованию, поддержка в обеспечении минеральными удобрениями и др.;
- развитие сельскохозяйственных кластеров через поддержку создания цепочек добавленной стоимости с глубокими производственными связями сельских товаропроизводителей, перерабатывающей промышленности и оптово-розничной торговли, с выходом на внешние рынки;
- развитие производства и экспорта экологически чистой продукции.


2.2.1.3. Легкая и обрабатывающая промышленность


В прошлом легкая промышленность была одной из самых развитых в экономике республики. Кыргызская Республика, по-прежнему, обладает потенциалом развития ряда отраслей легкой промышленности, с использованием местного и привозного сырья, имеющейся производственной инфраструктуры и профессиональной рабочей силы.


Существуют условия для развития экспортоориентированных швейной, галантерейной, текстильной, хлопчатобумажной, шерстяной и кожевенно-обувной промышленности, а также мебельной промышленности.


Для развития отраслей легкой промышленности будут реализованы следующие меры:


- создание ориентированных на производство экспортной продукции территориальных индустриальных парков;
- стимулирование притока внешних и внутренних инвестиций в отрасль;
- предотвращение неравной конкуренции легального и теневого бизнеса в отраслях легкой промышленности, принятие мер по выводу из тени существующих производств, включая меры по введению режима упрощенного налогообложения, а также улучшению администрирования.


2.2.1.4. Туризм


Кыргызстан обладает большими рекреационными ресурсами, которые используются крайне неэффективно. Пройденный путь развития туризма можно охарактеризовать как кустарный, создающий угрозу для экологии и не приносящий выгод для общества. Дальнейшее его развитие в существующем виде становится невозможным.


Для развития туризма будут реализованы следующие меры:


- проведение инвентаризации рекреационных ресурсов страны, определение главных для отрасли ресурсов и территорий для привлечения крупных инвесторов;
- создание предпосылок для функционирования круглогодичного туристического сезона, производства широкого ряда туристических продуктов, ориентированных на конкретные целевые рынки;
- реализация программы по привлечению крупных иностранных инвестиций, знаменитых туристических брендов к освоению рекреационных ресурсов Кыргызстана;
- изменение политики природопользования в направлении ужесточения требований к защите окружающей среды, особенно при использовании рекреационных ресурсов.


2.2.1.5. Горнодобывающая отрасль


Доходы от освоения полезных ископаемых – это крупный источник модернизации экономики государства.

Некоторые ранее заключенные договоры оказались невыгодными для Кыргызстана, в процессе осуществления производственной деятельности имели место случаи нанесения предприятиями ущерба окружающей среде.


Страна не может начать полномасштабную разработку крупных месторождений: процедура оформления доступа к недропользованию обусловлена необходимостью выполнения большого количества требований, проведения экспертиз и получения многочисленных согласований.


Нечеткость позиции государства и невыполнение инвесторами своих обязательств привели к многочисленным судебным разбирательствам, которые на длительный период приостановили процесс освоения месторождений полезных ископаемых.

Для развития горной добычи будут реализованы следующие меры:


- разработка и принятие жесткого экологического законодательства, соответствующего мировым стандартам;
- обеспечение полной прозрачности процедур выдачи лицензий;
- проведение инвентаризации выданных ранее лицензий и масштабной работы по мониторингу выполнения лицензионных соглашений;
- проведение разъяснительной работы с населением и органами местного самоуправления о значимости инвестиций в горнодобывающую отрасль для развития конкретного района или населенного пункта;
- наращивание темпов освоения действующих месторождений и подготовка новых месторождений через совместную работу отраслевого ведомства и руководителей предприятий, стимулирование частных инвестиций, оказание органами местного самоуправления реальной помощи при урегулировании возникающих проблем с местными сообществами;
- пересмотр условий доступа инвесторов к крупным месторождениям, которые требуют значительных и долгосрочных инвестиций, в отдельных случаях необходимо будет предусмотреть дополнительные меры по снижению рисков для инвесторов и защите инвестиций;
- органы госуправления должны осуществлять контроль за соблюдением экологических требований, повышать ответственность руководителей горнодобывающих предприятий, регулярно проводить проверки соблюдения экологического законодательства и информировать общественность о их результатах;
- органы госуправления совместно с органами местного самоуправления и руководителями горнодобывающих предприятий должны проводить системную работу по недопущению возникновения конфликтных ситуаций вокруг работы предприятий, регулярно отчитываться о работе по улучшению социальных условий жизни местного населения;
- органы госуправления при взаимодействии с инвесторами проведут анализ действующей нормативной базы для улучшения регулирования отрасли и разрешения спорных вопросов, нечетко отраженных в законодательстве.


2.2.1.6. Транспортно-коммуникационные проекты


Транспортная отрасль – это ведущая отрасль экономики страны.

Многие дороги, особенно внутренние, фактически разрушились, в некоторых горных районах нет устойчивого транспортного сообщения зимой. Это вызывает острые проблемы при поставке товаров первой необходимости и обеспечении жизнедеятельности граждан.


Отрасль испытывает проблемы из-за слабого материально-технического обеспечения, недостатка финансирования, нехватки специализированной техники и кадров.


Кыргызстан остро нуждается во включении в крупные международные транспортные коридоры не только шоссейных, но также железных дорог и авиасообщений. Страна пока не использует свое выгодное географическое положение для превращения в крупный авиаузел международного значения. Развитие транспорта будет способствовать большей экономической интеграции с другими странами, росту экспорта товаров, притоку инвестиций, развитию туризма, освоению полезных ископаемых.


Для развития транспорта будут реализованы следующие меры:


- строительство железнодорожных магистралей, связывающих запад и восток Евразийского континента, с развитием сопутствующей инфраструктуры в виде терминалов, складов и производственных комплексов;
- расширение возможностей в области гражданской авиации и строительства инфраструктуры аэропортов с целью развития международных и региональных узловых центров воздушного сообщения;
- привлечение инвестиций в строительство центрально-азиатского «хаба» в области информационных технологий;
- переговоры с международными организациями, странами-партнерами по привлечению инвестиций в крупные транспортные проекты, развитию транспортной инфраструктуры;
- выделение средств, в том числе кредитных, для продолжения работ по ремонту и обновлению транспортной сети в регионах, обеспечению отрасли необходимой техникой.


Особое внимание будет уделено продвижению реализации и завершению строительства как уже начатых проектов инфраструктуры («Датка», «Датка-Кемин»), так и перспективных (ж/д «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», «CASA-1000», ж/д «Балыкчы-Кочкор-Кара-Кече-Арпа», аэропорты «Иссык-Куль» и «Ош»).


2.2.1.7. Внешняя торговля


Внешнеторговая политика страны основывается на нормах и принципах Всемирной Торговой Организации, а также на двусторонних и многосторонних торговых соглашениях со странами СНГ, ЕврАзЭС и международных конвенциях по торговым и смежным с ней вопросам.


Создание в 2010 году Таможенного союза (ТС) и его функционирование повлекли за собой укрепление таможенных границ по отношению к Кыргызской Республике со стороны государств-членов ТС. В результате снизилась торговая активность оптовых рынков республики. В настоящее время имеется реальная угроза сокращения экспорта кыргызских товаров в государств-членов ТС. Наблюдается большое отставание в плане развития системы инфраструктуры республики (оснащенность испытательных лабораторий), обеспечения безопасности и качества продукции.


Правительство в процессе согласования условий вхождения республики в ТС примет все меры, чтобы добиться принятия благоприятных условий экспорта для товаров и услуг, производимых в стране.


Отсутствуют национальная стратегия и институциональная инфраструктура продвижения экспорта. Для содействия продвижению экспорта будут реализованы такие меры, как:


- разработка и принятие стратегии развития экспорта;
- создание уполномоченного органа по продвижению экспорта;
- отмена требования к официальной, требуемой на законодательном уровне, сертификации (и прочих процедур) для продукции Кыргызской Республики, предназначенной для экспорта, если это не предусмотрено законодательством импортирующей страны;
- сокращение количества документов, требуемых от предпринимателей для осуществления импорта и экспорта;
- будет продолжена работа по сокращению технических барьеров и внедрению принципа «единого окна» в сфере внешней торговли.



2.2.1.8. Развитие регионов, приграничных районов


Сохраняются значительные региональные различия в социально-экономическом развитии регионов, доходах населения и уровне бедности. Среднее соотношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму достигло наибольшего значения в городе Бишкек (2,36) и Иссык-Кульской области – (2,03). Наименьшее значение этот показатель составил в Ошской области (0,99),


Существующая разница в развитии регионов приводит к миграции трудоспособного населения из отстающих регионов в более успешные. В Джалал-Абадской, Иссык-Кульской и Нарынской областях потребность в трудовых ресурсах в 5-10 раз ниже, чем в городе Бишкек и Чуйской области. Сегодня город Бишкек и Чуйская область стали зонами наибольшего притока мигрантов из регионов страны, в основном, из Баткенской области - 25,7 процента, Нарынской – 19,1 процента, Ошской и Джалал-Абадской областей – 15,6 процента и 15,0 процента соответственно.


Следствием оттока населения из регионов становится дефицит квалифицированных трудовых ресурсов на местах и снижение привлекательности региона для проживания, что является тревожным «сигналом», требующим безотлагательного реагирования на всех уровнях государственного управления.


Для решения обозначенных проблем усилия Правительства будут направлены на создание условий для качественных изменений в экономике и социальном развитии регионов через административно-территориальную реформу, реформу государственного управления и местных органов самоуправления.


До конца 2012 года будет разработана новая Концепция регионального развития для комплексного развития регионов, реализация которой к 2015 году позволит Кыргызской Республике стать страной, в которой будут созданы условия для умеренного, но стабильного роста показателей региональной экономики и повышения уровня жизни населения регионов республики.


2.3. Создание благоприятного инвестиционного климата и бизнес-среды

Обеспечение нормального делового климата, создание условий по защите и гарантии прав собственности и привлечение прямых инвестиций - все это необходимые условия для развития приоритетных отраслей экономики.


Страна теряет свою инвестиционную привлекательность, по многим международным индексам отмечено ее снижение. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2012 году Кыргызстан занимает 110 – 111 место в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю.


По рейтингу «Doing business 2012», Кыргызстан занимает 70 место, что свидетельствует о слабых позициях в общемировом рейтинге ведения бизнеса в стране.


Органы местного самоуправления не только не привлекают, но и отпугивают инвесторов, а иногда занимаются откровенным вымогательством.


Развитие в Кыргызской Республике бизнес-среды и улучшение инвестиционного климата должны осуществляться в направлении достижения двух взаимодополняющих целей:


- обеспечение отечественных и иностранных инвесторов высоким уровнем мотивации при осуществлении хозяйственной деятельности и принятии инвестиционных решений;
- превращение бизнес-среды в фактор устойчивого конкурентного преимущества для роста внешних инвестиций.



Правительством будут приняты следующие меры:


- принятие пакета нормативных правовых актов, направленных на противодействие рейдерству и переделу собственности, принятие решений по обеспечению справедливости судебных решений;
- осуществление регулярного мониторинга для сохранения и улучшения позиций в международных рейтингах, связанных с бизнесом и экономикой, и оперативное принятие решений по устранению проблемных вопросов, выявленных в ходе мониторинга;
- перевод административных процедур на электронный документооборот;
- ужесточение наказания для сотрудников госорганов, не обеспечивающих рассмотрение заявлений;
- упрощение порядка и сокращение частоты сдачи налоговой отчетности;
- внесение изменений в Гражданский кодекс Кыргызской Республики и другие законодательные акты для усиления решений и роли третейских судов в коммерческих спорах;
- развитие института государственно-частного партнерства в строительстве, инфраструктурных проектах, медицине, образовании, туризме;
- разработка концепции фискальной реформы, предусматривающей упрощение налогообложения и сокращение налогового бремени;
- разработка и внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики законопроектов по сокращению количества лицензий и разрешений;
- сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларации соответствия, с включением в перечень лишь таких наименований, которые предполагают потенциальную опасность для безопасности человека и окружающей среды;
- реформирование системы страховых отчислений, предусматривающей упрощение отчетности и повышение прозрачности;
- разработка и принятие новых технических регламентов в соответствии с передовыми международными стандартами и правилами безопасности.


2.4. Создание достойных условий для жизни


За последние три года уровень бедности вырос на 2 процента и составил 33,7 процента. Сегодня государство неэффективно распределяет ограниченные ресурсы бюджета, не полностью обеспечена адресность социальной помощи. Государственная поддержка граждан, в ней нуждающихся, оказывается недостаточной. Необходимо конкретно и четко определить категорию граждан, которых должно защищать государство, и оказывать им действительную, а не декларативную, социальную помощь и защиту.

Ключевым условием и показателем успешного проведения реформ должно стать улучшение человеческого потенциала в стране, положительная работа двух важнейших социальных секторов: здравоохранения и образования.


В сфере здравоохранения практически по всем показателям наблюдается ухудшение ситуации. На протяжении нескольких лет детская смертность растет, остается на высоком уровне материнская смертность, в несколько раз превышающая показатели развитых стран.


Услуги здравоохранения стали труднодоступными для многих семей из-за неофициальных платежей и высокого уровня сооплаты. Общество плохо информировано о правах, предоставляемых гражданам, при получении медико-санитарной помощи, о вопросах профилактики заболеваний и охраны здоровья.


Несмотря на то, что образование является крупнейшим потребителем расходов государственного бюджета, оно не отвечает необходимым требованиям и запросам, предъявляемым обществом. Происходит постоянное сокращение доступа детей к базовому образованию. Так, в сфере образования по официальным данным не посещают школу 2,9 процента мальчиков и 3,7 процента девочек. Одной из причин является растущая бедность, которая вынуждает семьи пренебречь образованием своих детей.

Система высшего и профессионального образования не позволяет получать необходимый уровень квалификации, чтобы иметь конкурентоспособность на международном уровне и обеспечивать достойный уровень жизни.

Крайне остро стоит проблема обеспечения жильем значительной части населения. Социальное обеспечение страдает от недостаточного финансирования и слабой эффективности его адресного распределения.


Экономическое развитие должно быть направлено, в первую очередь, на решение этих проблем. Каждому гражданину должно быть обеспечено достойное место в будущем страны.


2.4.1. Здравоохранение


Для повышения качества предоставления медицинских услуг Правительством будут предприняты следующие меры:


- обеспечение равного доступа к медицинским услугам и лекарственным средствам в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, независимо от места проживания;
- снижение уровня частных неформальных платежей населения;
- реализация мероприятий по снижению смертности населения, детской и материнской;
- формирование у граждан мотивации к здоровому образу жизни;
- развитие частных и государственно-частных медицинских центров, формирование конкурентной среды в сфере оказания медицинских услуг;
- предоставление гражданам возможности свободного выбора врача и медицинской организации с использованием для оплаты средств ФОМС, независимо от формы собственности.

2.4.2. Образование


Социальная справедливость, равенство возможностей для наших граждан определяются доступностью и качеством образования.


Приоритетные задачи Правительства будут направлены на:

Дошкольное и среднее образование:

- дошкольное и среднее образование, восполнение существующего недостатка в дошкольных образовательных учреждениях;
- усиление ответственности органов местного самоуправления по учету детей и обеспечению охвата обязательным обучением всех детей школьного возраста на вверенной им территории;
- улучшение показателей качества образования, а также здоровья выпускников школы;
- финансирование не инфраструктуры школьного образования, а затрат на подготовку каждого школьника;
- выделение средств на завершение строительства ранее начатых школ;
- необходимость органам МСУ решать вопросы подвоза детей в соседние школы;
- перепрофилирование зданий малокомплектных школ, с открытием на их базе детских садов и других учреждений для повышения грамотности молодежи;
- совершенствование законодательства для четкого разграничения полномочий центральных органов и органов МСУ в области образования;
- подготовку профессиональных менеджеров в сфере оказания образовательных услуг.


Начальное и среднее профессиональное образование:


- подготовка работников квалифицированного труда и специалистов среднего звена с учетом реальных потребностей работодателей;
- расширение участия бизнеса в подготовке кадров и софинансировании обучения.

Высшее профессиональное образование:
- внедрение жестких требований для обучающихся за счет бюджетных средств, вплоть до возврата потраченных средств государству;
- сокращение количества вузов;
- обеспечение интеграции образовательной, научной и практической деятельности.


2.4.3. Социальная защита


Социальная поддержка малообеспеченного населения будет основываться на адресной социальной помощи и повышении уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.
Каждый пенсионер должен иметь достойный уровень жизни. Для этого Правительство будет продолжать работу по доведению размера пенсии до прожиточного уровня. Необходимо работать над совершенствованием пенсионной системы, выработать единую концепцию пенсионного обеспечения. Это позволит обеспечить переход к адекватному и социально справедливому уровню пенсий на всех уровнях пенсионной системы.


Основными приоритетами Правительства являются:

- разработка новых стандартов качества социальных услуг и их стоимости, особенно для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, и пожилых людей;
- разделение полномочий и ответственности центральных органов и органов МСУ для решения вопроса адресности оказываемых социальных услуг;
- стимулирование социальных работников, в первую очередь, через адекватный уровень заработной платы;
- обеспечение согласованности пенсионной политики и политики в сфере социальной защиты;
- повышение ответственности за неисполнение нормативных требований по вопросу обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры, зданиям, содействия их трудоустройству;
- государственно-частное партнерство должно стать одним из значимых механизмов реализации программ в социальной сфере;
- формирование независимой системы оценки работы учреждений социальной сферы;
- оплата труда работников бюджетной сферы, в зависимости от качества предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг.



0
Последнее обновление 28.02.13 10:56
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Правительство
Кыргызской Республики

Государственное
Агентство Связи
Кыргызской Республики

Общественный
Наблюдательный Совет

Календарь

2013
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Баннеры

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Обратная связь

Разместить в социальных сетях



Государственно Агентство Связи
при Правительстве Кыргызской Республики