Утверждено
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 3 апреля 2006 года N 157
ПОЛОЖЕНИЕ
о Национальном агентстве связи Кыргызской Республики
I. Общие положения
II. Задачи Агентства
III. Функции Агентства
IV. Полномочия Агентства
V. Организация работы Агентства
VI. Имущество и финансирование Агентства
I. Общие положения
1. Национальное агентство связи Кыргызской Республики (далее Агентство) является постоянно действующим государственным органом, осуществляющим функции регулирования в области электрической и почтовой связи, включая использование радиочастотного спектра, а также реализующим функции антимонопольного регулирования в отрасли связи.
2. Агентство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, а также другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными соглашениями, вступившими в силу в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, правилами и рекомендациями Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза, применимыми в Кыргызской Республике, а также настоящим Положением.
3. Агентство в своей деятельности подотчетно Президенту Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики.
Агентство является правопреемником в области связи Национального агентства информационных ресурсов, технологий и связи Кыргызской Республики.
4. Агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, со своим наименованием на государственном и официальном языках и счетами в системе казначейства Кыргызской Республики.
5. Структура и предельная штатная численность центрального аппарата Агентства утверждаются Президентом Кыргызской Республики.
II. Задачи Агентства
6. Основными задачами Агентства являются:
- обеспечение предоставления услуг электрической и почтовой связи на основе развития конкуренции;
- обеспечение эффективного управления использованием радиочастотного спектра;
- содействие развитию сетей и систем связи;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в области связи;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и иных нормативных правовых актов Кыргызском Республики по вопросам, отнесенным к его компетенции в отрасли связи;
- разработка и совершенствование нормативной правовой базы по антимонопольной политике, защите прав потребителей, порядку формирования и применения цен (тарифов) в отрасли связи;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в отрасли связи.
III. Функции Агентства
7. Агентство в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:
- контролирует и поддерживает свободную конкуренцию между всеми операторами электрической и почтовой связи, службами электросвязи и предприятиями почтовой связи, в том числе путем утверждения соответствующих правил, инструкций, регулирующих деятельность в области связи;
- обеспечивает равный доступ всех пользователей к сетям электросвязи общего пользования и услугам электросвязи общего пользования на основе качественного предоставления услуг электросвязи и соблюдения конфиденциальности сообщений, а также сохранения в тайне частной информации о пользователях;
- обеспечивает выполнение обязательств, возложенных на операторов электросвязи и на службы электросвязи общего пользования, в интересах национальной обороны Кыргызской Республики, безопасности, охраны правопорядка и в чрезвычайных ситуациях;
- наблюдает за условиями и объемом использования сетей и услуг электросвязи общего пользования;
- создает, развивает и эксплуатирует государственную систему радиоконтроля, представляющую собой взаимосвязанную систему технических средств радиоконтроля на территории Кыргызской Республики и позволяющую проводить общие измерения использования каналов и полос частот, проверки технических и эксплуатационных характеристик передаваемых радиосигналов, обнаруживать и опознавать несанкционированные радиопередатчики и источники высокочастотного электромагнитного излучения, радиопомехи и решать другие вопросы эффективного использования радиочастотного спектра;
- составляет, контролирует и регулярно ведет наблюдение за выполнением Национального плана нумерации телефонов в Кыргызской Республике (включая междугородные и международные коды), обеспечивает эффективное использование номеров, а также выделение номеров или их диапазонов операторам электросвязи или службам электросвязи;
- осуществляет государственный надзор за качеством предоставляемых услуг связи и техническим состоянием средств связи;
- осуществляет управление использованием радиочастотного спектра для различных классов пользователей и услуг на основании рекомендаций (решений) Государственной комиссии Кыргызской Республики по радиочастотам;
- подготавливает необходимые документы, оказывает организационную, методическую и иную помощь Государственной комиссии Кыргызской Республики по радиочастотам, а также выполняет ее рекомендации (решения);
- реализует государственную антимонопольную политику в отрасли связи;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, касающихся функционирования рыночных отношений и развития конкурентной среды в отрасли связи;
- утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, ценовой политике в отрасли связи;
- формирует и ведет государственный реестр субъектов естественных, разрешенных и государственных монополий в отрасли связи, оказывающих платные услуги;
- разрабатывает положение о методике (порядке) формирования цен и тарифов на услуги в области связи;
- регулирует в рамках антимонопольного законодательства Кыргызской Республики деятельность субъектов естественных, разрешенных и государственных монополий в отрасли связи;
- осуществляет контроль за перекрестным субсидированием между различными категориями и группами потребителей и разрабатывает предложения по его прекращению в отрасли связи;
- осуществляет контроль в сферах деятельности субъектов естественных, разрешенных и государственных монополий в отрасли связи;
- рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также о нарушении правильности формирования и применения цен (тарифов) в отрасли связи;
- осуществляет контроль за соблюдением условий договоров между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг в отрасли связи;
- анализирует состояние конкурентной среды на рынке связи Кыргызской Республики;
- осуществляет взаимодействие с общественными организациями (ассоциациями) по вопросам защиты прав потребителей;
- осуществляет иные функции, определенные законодательством Кыргызской Республики.
IV. Полномочия Агентства
8. Для осуществления своих функций Агентство наделено следующими полномочиями:
- осуществлять подготовку и выдачу лицензий по решению лицензионной комиссии при Агентстве в соответствии с законами Кыргызской Республики "О лицензировании" и "Об электрической и почтовой связи";
- выдавать допуск на ввоз на территорию Кыргызской Республики радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, других технических средств, дающих радиочастотное излучение или являющихся источником высокочастотных электромагнитных волн;
- проводить сертификацию технических средств и услуг связи, а также сертификацию иных средств, дающих радиочастотные излучения и являющихся источником высокочастотных электромагнитных волн, используемых в Кыргызской Республике;
- выделять/присваивать номиналы и полосы радиочастот, выдавать разрешение (частотные присвоения) на право эксплуатации радиоэлектронных средств пользователям, отменять ранее принятые решения по выдаче номиналов и полос частот в случаях, предусмотренных статьей 9 Закона Кыргызской Республики "Об электрической и почтовой связи";
- принимать меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в отрасли святи (в том числе незаконного перекрестного субсидирования услуг, предоставляемых на эксклюзивной основе или в силу доминирующего положения; незаконной концентрации контроля и незаконного приобретения прав или имущества; злоупотребления оператором или службой связи своим доминирующим положением; заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию);
- осуществлять регулирование цен и качества услуг сетей электрической и почтовой связи в соответствии с положениями Закона Кыргызской Республики "Об электрической и почтовой связи", а также антимонопольного законодательства Кыргызской Республики;
- утверждать тарифы на услуги электрической и почтовой связи предприятий-монополистов и операторов, занимающих доминирующее положение на рынке связи, а также применять иные методы регулирования в соответствии с антимонопольным законодательством;
- осуществлять регулирование условий для совместного использования сетей электросвязи общего пользования операторами и службами электросвязи;
- устанавливать наблюдение за условиями и объемом использования сетей и услуг электросвязи общего пользования, в том числе в части, касающейся приема международного трафика на сети электросвязи общего пользования Кыргызской Республики. В соответствии с этим утверждать правила по регулированию условий для совместного использования сетей электросвязи общего пользования операторами и службами электросвязи, включая и маршрутизацию входящего международного трафика, а также контролировать их выполнение;
- определять, исходя из международного опыта и складывающейся ситуации на рынке международных услуг связи, тарифную ставку за единицу объема входящего международного трафика;
- в целях осуществления мониторинга и контроля международного трафика на сети электросвязи общего пользования Кыргызской Республики, включая мониторинг данного трафика за пределами ее территории, а также выявления нелегального незарегистрированного трафика и его операторов, заключать соответствующие соглашения с независимыми зарубежными организациями;
- осуществлять государственный надзор за выполнением условий лицензионных соглашений, соблюдением требований Закона Кыргызской Республики "Об электрической и почтовой связи", правил, нормативных актов в области связи, сбор и обеспечение конфиденциальности полученной информации, в случае необходимости - передачу результатов проверок и иных материалов, связанных с ними, в правоохранительные органы;
- осуществлять государственный надзор за соответствием деятельности юридических и физических лиц, получивших частотные присвоения, условиям этих частотных присвоений; выявление и устранение несанкционированных сигналов и радиопомех, включая предъявление требований к пользователям по слежению и блокированию любых радиопомех;
- формировать, утверждать и вести Государственный реестр субъектов естественных, разрешенных и государственных монополий в отрасли связи, оказывающих платные услуги, и принимать в установленном порядке решения о включении (исключении) указанных субъектов в соответствующие реестры;
- в целях реализации государственной антимонопольной политики в отрасли связи принимать меры по созданию альтернативной транспортной среды (магистральных сетей междугородней связи с выходами на сети связи соседних стран и международные линии связи) с использованием современных технологий;
- проводить проверки в регулируемых сферах по вопросам соблюдения законодательства в области связи, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, в том числе субъектами естественных, разрешенных и государственных монополий;
- осуществлять в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики контроль за сделками субъектов естественных и разрешенных монополий в отрасли связи;
- в целях предупреждения доминирующего положения осуществлять предварительный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, хозяйствующих субъектов, возможным последствием которых могут стать незаконная концентрация контроля и ограничение конкуренции, а также за приобретением хозяйствующими субъектами, охватывающими 35 процентов рынка электрической/почтовой связи, акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов, работающих на рынке связи, за покупкой любым юридическим или физическим лицом контрольного пакета акций, паев, долей участия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение;
- рассматривать ходатайства хозяйствующих субъектов в отрасли связи об их слиянии, разделении (преобразовании), ликвидации, приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, на осуществление иных сделок, предусмотренных антимонопольным законодательством, и принимать по ним соответствующие решения;
- запрашивать у субъектов естественных и разрешенных монополий в отрасли связи сведения о составе их участников, проекты инвестиций, бизнес-планов, в том числе по дальнейшему развитию магистральных сетей связи, текущие отчеты о деятельности, а также устанавливать порядок и сроки предоставления соответствующих отчетов в соответствии с антимонопольным законодательством Кыргызской Республики;
- согласовывать в соответствии с законодательством Кыргызской Республики формы контрактов, уставы и правила предоставления услуг субъектов естественных и разрешенных монополий;
- налагать в соответствии с законодательством Кыргызской Республики штрафные санкции на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов исполнительной власти за нарушения положений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также законодательства в области связи;
- вносить в пределах своей компетенции проекты нормативных правовых актов Кыргызской Республики в целях совершенствования законодательства Кыргызской Республики в области связи, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей;
- направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;
- разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам антимонопольного законодательства, обязательные для исполнения всеми министерствами, госкомитетами, административными ведомствами, предприятиями и организациями независимо от форм собственности;
- принимать, издавать правила, приказы, распоряжения, методические указания, инструкции и другие акты в отрасли связи, а также осуществлять контроль за их надлежащим исполнением;
- устанавливать четкий порядок урегулирования, третейского рассмотрения и разрешения конфликтов, возникающих между операторами, службами электросвязи, предприятиями почтовой связи и пользователями услуг связи;
- обращаться в суды с исками и заявлениями, а также участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства в области электрической и почтовой связи, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также других нормативных правовых актов, в соответствии с которыми Агентство осуществляет свою деятельность;
- создавать в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке территориальные подразделения Агентства;
- рассматривать административные дела по нарушению законодательства Кыргызской Республики в области связи, антимонопольного законодательства, законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей, о нарушении порядка ценообразования в отрасли связи, принимать решения по результатам рассмотрения административных дел и применять соответствующие меры взыскания в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
- подготавливать предписания, обязательные для исполнения, предусмотренные антимонопольным законодательством Кыргызской Республики, законодательством Кыргызской Республики о защите прав потребителей в отрасли связи;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
9. В целях обеспечения выполнения своих функций и осуществления задач Агентство в пределах своих полномочий имеет свободный доступ ко всем документам предприятий независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
10. Решения Агентства, принимаемые в пределах его компетенции, в форме постановлений, приказов, распоряжений, указаний, предписаний являются обязательными для всех субъектов независимо от форм собственности в соответствии с законодательством.
V. Организация работы Агентства
11. Агентство возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики.
12. В Агентстве учреждена высшая административная государственная должность статс-секретаря.
Статс-секретарь назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики по рекомендации Совета по государственной службе и с согласия директора в установленном законодательством Кыргызский Республики порядке. Функции и полномочия статс-секретаря определяются Положением о статс-секретаре государственного органа. Директором на статс-секретаря может быть возложено осуществление иных функций и полномочий. Должность статс-секретаря Агентства приравнивается к должности первого заместителя Агентства.
Директор имеет одного заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Президентом Кыргызской Республики по представлению директора. Заместитель директора подчиняется непосредственно директору и организует деятельность Агентства в пределах возложенных на него обязанностей.
13. Директор Агентства:
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство задач и функций;
- распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителей директора Агентства;
- утверждает функциональные обязанности (полномочия) сотрудников Агентства;
- утверждает штатное расписание центрального аппарата Агентства;
- утверждает положения, структуру, штатное расписание территориальных подразделений;
- с согласия статс-секретаря назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих центрального аппарата, территориальных подразделений Агентства в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке;
- осуществляет наем инженерно-технического персонала, входящего в состав Агентства;
- издает обязательные для исполнения приказы и распоряжения;
- информирует о своей деятельности Президента Кыргызской Республики и отчитывается по вопросам деятельности Агентства перед Правительством Кыргызской Республики;
- имеет право запрашивать и получать в установленном порядке информацию, относящуюся к сфере его деятельности, от органов государственного и местного самоуправления, организаций и предприятий;
- заключает в пределах своей компетенции международные договоры, проводит переговоры и подписывает соглашения с соответствующими ведомствами зарубежных стран, международными организациями и юридическими лицами;
- осуществляет иные функции и полномочия по руководству деятельностью Агентства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением;
- устанавливает и утверждает численность и уровень оплаты инженерно-технических работников инженерно-технического центра (в том числе МОП), необходимость в которых обусловлена спецификой выполняемых функций. При этом уровень оплаты инженерно-технического персонала не должен быть ниже уровня оплаты государственных служащих соответствующих должностей.
14. Директор Агентства является главным государственным инспектором; статс-секретарь и заместитель директора Агентства, а также руководители территориальных подразделений - старшими инспекторами по надзору за связью в Кыргызской Республике.
15. Для рассмотрения наиболее важных вопросов, связанных с регулированием деятельности в области электрической и почтовой связи, при Агентстве образуются постоянно действующие лицензионная комиссия (далее - комиссия), консультативный совет (далее - совет), возглавляемые директором Агентства. Положения о комиссии и совете, их количественные и качественные составы утверждаются директором Агентства. Решения совета и комиссии оформляются в виде постановлений Агентства.
VI. Имущество и финансирование Агентства
16. Здания, движимое и недвижимое имущество Агентства являются государственной собственностью.
17. Источники финансирования на содержание Агентства формируются за счет:
- отчисляемых сумм, взимаемых согласно договорным обязательствам с юридических лиц, учреждений и организаций за услуги, предоставляемые Агентством;
- ежегодной платы за осуществление надзорных функций по лицензированию в размере 0,25 процента от выручки лицензиата от лицензируемой деятельности (отраслевых пошлин);
- ежегодной платы по выполнению надзорных функций за использованием радиочастотного спектра, включая плату на поддержание, совершенствование и развитие государственной системы радиоконтроля;
- платы, взимаемой для компенсации затрат при выдаче сертификатов соответствия, частотных присвоений на право использования полос и номиналов радиочастотного спектра, допусков на ввоз на территорию Кыргызской Республики радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, других технических средств, дающих радиочастотное излучение или являющихся источником высокочастотных электромагнитных волн, а также других документов, позволяющих осуществлять таможенное оформление средств связи, подлежащих обязательной сертификации;
- других сборов и платежей, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики;
- грантов, помощи донорских и других организаций, добровольных взносов учреждений, частных лиц и других поступлений, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
18. Все финансовые средства, полученные Агентством от его деятельности, передаются ему в полном объеме и отражаются в государственном бюджете по статье "Специальные средства".
19. Финансовые ресурсы Агентства используются в полном объеме на:
- оплату труда работников Агентства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- развитие материально-технической базы, включая приобретение оборудования, приборов, измерительной техники, необходимых для выполнения своих функциональных обязанностей;
- формирование фонда нормативных документов (стандарты, правила, регламенты и др.), научной, периодической и технической литературы;
- приобретение программных продуктов;
- оплату научно-исследовательских работ по разработке нормативных документов, методик, руководств и т. д.;
- участие во всемирных и региональных конференциях, семинарах с целью защиты национальных интересов в области использования радиочастотного ресурса, гармонизации международного и национального регулирования в области связи;
- межгосударственную координацию на многосторонней и двусторонней основе национальных радиочастотных присвоений и их нотификацию;
- участие в работе Международного союза электросвязи, Всемирного почтового союза, Регионального содружества в области связи и других мероприятиях, касающихся отрасли связи;
- осуществление надзора за качеством связи на территории Кыргызской Республики;
- осуществление на территории Кыргызской Республики радиомониторинга;
- выплата единовременных премий работникам в честь праздников, юбилеев и материальной помощи при уходе на пенсию;
- оказание материальной помощи пенсионерам, ранее работавшим в ГИЭ, ГИС, НАС, ГАС;
- оказание материальной помощи работникам в особых случаях жизни (смерти близкого родственника, вступления в брак, иных обстоятельств);
- оказание социальной поддержки (питание, проезд, лечение в стационаре);
- проведение мероприятий в честь праздников;
- оказание финансовой помощи фондам, учреждениям и организациям, по решениям Правительства Кыргызской Республики или по их просьбе, а также в связи с форс-мажорными обстоятельствами;
- обучение, подготовку и переподготовку специалистов;
- оплату расходов по аренде помещений, транспортных расходов, на возмещение командировочных, представительских и других расходов.
Расходование средств на развитие, материальное поощрение, стимулирование и социальную поддержку производится на основании специальных смет, утверждаемых директором, а также условием коллективного договора.
20. Размеры должностных окладов, надбавок государственным служащим Агентства устанавливаются согласно действующему законодательству Кыргызской Республики и условиям коллективного договора.
Должностные оклады инженерно-технических работников Агентства приравниваются к должностным окладам государственных служащих Агентства по соответствующей должности.